Ирина Томаева - о джазе, о времени и о себе
Наша соотечественница, известная российская вокалистка ответила на вопросы noar.ru, поделившись секретами своего успеха.
- Ирина, с чего начинался ваш путь профессионального музыканта?
- Первым этапом для меня стал подготовительный класс в училище искусств. Я была совсем маленькой - 4 года, но, по словам педагогов, проявила хорошие музыкальные способности. Затем были детские музыкальные школы №1 и №2, потом - училище искусств им. В.А. Гергиева. В музыкальной школе была очень неусидчивым и недисциплинированным учеником. Но при этом я по сей день благодарна своим педагогам - Тамаре Викторовне Огородновой, Евдокии Михайловне Попандопуло, Фатиме Борисовне Каргиевой...
Воспоминания о четырёх годах, проведённых в стенах училища, самые тёплые. И сегодня общаюсь со своим педагогом по специальности «хоровое дирижирование» Тамерланом Тотрбековичем Хосроевым. Уникальный человек, Маэстро с большой буквы, честно и верно служащий музыке на протяжении многих лет. Он воспитал не одно поколение музыкантов, заложив в каждом основы профессионализма и настоящего, глубокого понимания музыки. Тамерлан Тотрбекович всегда следит за судьбами своих учеников, буквально по-отечески относясь к каждому. Я была его первой выпускницей. Он пришёл преподавать в колледж сразу по окончании ГМПИ им. Гнесиных, а я как раз поступила, мне было тогда 13 лет.
- Творческое будущее музыканта во многом зависит от педагогов...
- Да. Они играют огромную роль. Мне всю жизнь везло на учителей. Не могу не отдать должное замечательным моим педагогам по гармонии, сольфеджио, музлитературе... Это Эмма Тасолтановна Адырхаева, которую обожал весь наш курс, да что там курс - всё училище! Зинаида Харитоновна Туаева, Людмила Даниловна Левитская, Нателла Константиновна Хулелидзе, Татьяна Ильинична Ленкина, благодаря которой сольфеджио стало моим любимым предметом. А уроки Евгения Петровича Ленкина по музлитературе я помню до сих пор.
С благодарностью вспоминаю выдающегося композитора и дирижёра Аркадия Тарасовича Ачеева. Перед моим поступлением в Академию имени Гнесиных он ежедневно занимался со мной по пять часов! Аркадий Тарасович верил в меня, возлагал большие надежды как на хорового дирижёра, но, увы, я их так и не оправдала... Правда у меня была на то уважительная причина - любовь к джазу. Аркадий Тарасович так и не понял эту любовь. Но одним из произведений в моей дипломной программе в Академии им. Гнесиных было хоровое сочинение А.Т. Ачеева.
Не могу не вспомнить своего педагога по вокалу Зою Ёлкину. Без её участия я бы вряд ли сформировалась как певица. Это уникальный педагог, суперпрофессионал! Она - не просто преподаватель вокала, а друг и советчик. Зоя Дмитриевна своим оптимизмом подает всем нам отличный пример.
Невозможно не упомянуть выдающегося пианиста Михаила Окуня, привившего мне правильный вкус и понимание джаза, Анатолия Кролла, солисткой оркестра которого я впоследствии стала. Не могу обойти вниманием имя Сергея Манукяна - замечательного музыканта, хорошо известного и любимого в России и за рубежом, а также в нашей маленькой Осетии. Меня связывает давняя творческая дружба с известным российско-американским музыкантом Анатолием Герасимовым, который пригласил меня к участию в записи альбома «Кармадон-блюз», посвящённого памяти погибшей съемочной группе Сергея Бодрова...
Эти люди, не будучи педагогами в прямом смысле этого слова, позволяли мне учиться у них без каких-либо объяснений и инструкций, просто подавая личный пример. Это, на мой взгляд, и есть наиболее эффективный способ обучения....
- А вам по душе роль педагога и наставника?
- С 2003 года и до недавнего времени я преподавала в Государственном музыкальном колледже эстрадного и джазового искусства, а также в Академии имени Гнесиных. Несколькими годами ранее вела импровизацию для вокалистов в Московском университете культуры.
Роль педагога мне одновременно и нравится, и нет. В какой-то мере это - неблагодарная профессия. Думаю, многие преподаватели со мной согласятся. Отдаёшь ученикам всего себя, и даже больше... Но приходит время расставаться, и большинство из них потом ни разу в жизни не вспомнят о тебе... Что ж, таков «закон жанра».
Но как же это здорово - наблюдать за ростом и успехами учеников. Быть свидетелем того, как никогда не интересовавшийся джазом студент вдруг проникается этой музыкой настолько, что впоследствии выступает с сольными джазовыми программами, дает концерты. В такие моменты ты осознаёшь, что не зря трудишься на этом поприще.
- В последнее время появилось много молодых джазовых исполнителей, как в России, так и за рубежом...
- Я старомодна... Многие молодые артисты мне нравятся, но никого из них я не слушаю регулярно. Мой интерес и внимание всё ещё сосредоточены на старом джазе и его неисчерпаемых глубинах. Кажется, современный джаз уступает «созревшему» в недрах XX века. Но таково веление времени, нужно с этим мириться. Мне симпатичны, к примеру, Эсперанса Сполдинг, Матана Робертс, очень талантлив юноша из Армавира Олег Аккуратов...
- Какая Ирина Томаева в обычной жизни? Как вы проводите свое свободное время?
- Очень люблю путешествовать или просто выезжать на природу. Пару лет назад провела месяц в Индии. И, хотя месяца было мало, всё же удалось прикоснуться к этой древней и уникальной культуре, полюбить её навсегда. Прошлой зимой побывала в святом для любого христианина городе Иерусалиме. Люблю просто побездельничать, почитать, правда, в последнее время всё больше перехожу на аудиокниги. Хожу на концерты, в кино...
- Как покорить джазовые вершины? Что бы вы посоветовали начинающим музыкантам?
- Прежде всего, надо безумно, именно БЕЗУМНО, до беспамятства любить выбранную профессию. Быть готовым отдать ей всего себя целиком. Ещё нужно очень много трудиться. Но этот труд должен приносить радость и удовольствие, как любое занятие, выбранное СЕРДЦЕМ... Любите то, чем занимаетесь...
Пресс-служба Постоянного представительства РСО-Алания при Президенте РФ
Опубликовано