Волшебная палочка Даны Муриевой
На сцене стоит маленькая девочка. Сосредоточенный, не по годам выразительный и глубокий взгляд, хрупкие кисти рук нервно вздрагивают, еще мгновение, взмах, и... как…
Дана громко заявила о себе в прошлом году на Международном благотворительном фестивале Фонда Владимира Спивакова «Москва встречает друзей», где дирижировала Костромским симфоническим оркестром. Увертюра к опере «Оберон» К.М. фон Вебера сорвала бурю аплодисментов у искушенной публики. Успеху в столице предшествовал не меньший успех на родине. С симфоническим оркестром Северо-Осетинской государственной филармонии Дана выступает с девяти лет. Восемь концертов – восемь аншлагов. С первых же минут она завладевала вниманием зала.
Несмотря на свой юный возраст, девочка смогла покорить сердца слушателей своим темпераментом и яркой трактовкой музыкальных произведений, что и является признаком таланта дирижера. Каждый ее выход становился открытием.
В репертуаре Даны – шедевры мировой классики, такие как «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, «Гебриды, или Фингалова пещера» Мендельсона, увертюры к операм «Севильский цирюльник» Россини, «Сила судьбы» Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта, собственная инструментовка «Аве Мария» Шуберта... В этом году она выдвинута на соискание стипендии Фонда Ростроповича.
Наша героиня – воспитанница Владикавказской детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского, одной из старейших на Северном Кавказе, из стен которой вышли многие известные музыканты, в том числе и великий Гергиев. Школа занесена в энциклопедию «Достояние Российского государства», а в 2013-м по итогам конкурса, объявленного Минобразования и Госдумой РФ, признана одной из ста лучших школ страны. В будущем году ей исполняется 80 лет. А пока прославленное заведение продолжает свою каждодневную работу – взращивает таланты.
Директор школы Фатима Борисовна Каргиева, которая, кстати, помимо прочих регалий заслужила еще и звание «Директор года» по итогам того же конкурса, поддерживает и приумножает многолетние традиции школы. Она чутка и внимательна к каждому ребенку, переступившему порог, знает даже о самых малых достижениях своих воспитанников, а потому появление Даны не могло остаться незамеченным.
Поначалу девочка пришла на вокальное отделение – совсем не музыкальные родители просто заметили ее тягу к пению и жестам руками – она как бы сама себе дирижировала. Педагог Валентина Цагараева сразу оценила возможности ребенка и пришла посоветоваться с директором. Было понятно, что перед ними неординарная личность, которую нужно попробовать раскрыть во всех направлениях.
«Нужно отдать должное Валентине Хайбулаевне, которая не стала ревниво удерживать сокровище у себя, а сразу решила дать простор ее дарованиям, – с улыбкой вспоминает Фатима Борисовна. – Так Дана оказалась на фортепианном отделении, а затем начала совмещать обучение еще и на струнном отделении по классу скрипки. Сегодня она учится по индивидуальному учебному плану, изучает сольфеджио и теорию музыки, в порядке ознакомления – духовые музыкальные инструменты: гобой и трубу. В соответствии с этим же планом занимается своим излюбленным делом – оперно-симфоническим дирижированием в классе заслуженного деятеля искусств РСО-А Тамерлана Тотурбековича Хосроева». Фатима Борисовна разводит руками: «Я просто поражаюсь ее целеустремленности и трудолюбию! Это достойно всяческой похвалы, но в то же время мы боимся ее перегружать, ведь она еще ребенок...»
Ей вторят педагоги Даны по фортепиано и скрипке Сусанна Сароянц и Любовь Кулиева: «Безусловно, девочка наделена высоким интеллектом, что помогает ей без труда осваивать новые предметы. Удивительно ее неуемное стремление к знаниям, к совершенному овладению инструментом...».
Но любимый педагог Даны Тамерлан Тотурбекович настроен не так оптимистично. Он-то как раз и не хотел верить в то, что девочке удастся вникнуть в тонкости симфонического дирижирования. «Понимаете, в чем дело, тут одного желания мало, хотя я вижу, что у Даны оно велико, – разъясняет свою позицию наставник. – Это в принципе не женская профессия, тут нужно мужское мышление, специфическая мужская энергия, то есть умение одновременно удерживать в голове уйму разных вещей. Вы знаете, что такое партитура? Есть такой предмет параллельно с дирижированием. Так вот, читать партитуру – это примерно то же самое, что читать тридцать строчек в книжке одновременно, то есть дирижер должен видеть в нотах все голоса в оркестре. Они исполняются в одно и то же время, можете представить себе? Кроме того, дирижер должен быть с определенной харизмой, уметь влиять на оркестр на тонком, мистическом уровне. Удивительно, но в Дане это присутствует. Сам пока не понимаю как, но она все правильно чувствует, верно воспринимает замечания. Просто она невероятно работоспособный человек. Как бы я ни нагружал ее (предмет требует этого), как бы ни ругал, никогда не падает духом, не сникает, берет и делает! Это и есть характер, воля, которые помогают добиться успеха в любом деле. Потому я так и говорю: Дана – обычная способная девочка, но со стальным характером!»
Заслуженный педагог строг в своих оценках, но нельзя было не почувствовать то огромное уважение, которое сквозило в каждом слове, сказанном о Дане.
И ей действительно есть чем гордиться. Она поражает своими феноменальными возможностями. Успевает и в музыкальной, и в обычной школе. День ее расписан по минутам. На мой вопрос, когда же она учит уроки, если занятия музыкой отнимают по шесть часов, Дана ответила: «На переменках. С удовольстием делаю задачки по математике, особенно по физике...» – «А как относятся к твоим успехам друзья, одноклассники, отдыхаешь вместе с ними?» – «Класс у нас замечательный, дружный. Среди одноклассников у меня много друзей, общаюсь практически со всеми, ребята поддерживают меня, а отдыхать я не люблю», – с улыбкой признается Дана, и я понимаю: девочка отмечена Богом. «Как ты представляешь свое будущее?» – «Я хочу создать во Владикавказе трехсоставный симфонический оркестр, как в Вене, чтобы он стал лучшим в мире и чтобы послушать нашу музыку приезжали отовсюду, – делится своей мечтой Дана. – Я от всего сердца хотела бы поблагодарить наш филармонический оркестр за совместную работу. Без их неоценимой помощи мне было бы сложно добиться чего-то в своей будущей профессии. Своего наставника Тамерлана Тотурбековича благодарю за то, что он терпит меня, старается передать свои знания; педагогов моей родной музыкальной школы и директора Фатиму Борисовну – за высокий профессионализм, внимание и заботу обо мне. Спасибо моим родителям, которые сопровождают меня везде, поддерживают... Мне повезло, что рядом со мной столько замечательных людей!..»
Да, ей и вправду повезло. Мама Альбина бросила работу ради дочери. Она помогает ей во всем. Папа старается обеспечить все возможности развития, ведь она не просто талантливый ребенок, но еще и долгожданный и единственный в семье.
Спрашиваю, от кого Дана унаследовала свой талант. Альбина отвечает, что в их семье все были далеки от музыки. Но когда малышка родилась, она вдруг почувствовала невесть откуда взявшуюся тягу к мировым музыкальным шедеврам. В доме зазвучала классическая музыка, которую с удовольствием слушала не только мама, но и новорожденная дочка. Альбина считает, что это и стало предпосылкой обнаружившегося у нее позднее дара...
Как бы там ни было, можно уверенно сказать, что в лице Даны продолжаются уникальные традиции осетинской дирижерской школы. Уже сейчас Дана Муриева достигла того, чего музыканты добиваются годами упорных занятий. В ее работе на сцене чувствуется почерк профессионала, и это только начало.
Дана избрала свой путь и уверенно идет к своей мечте. И почему-то нет ни капли сомнения, что ей удастся ее осуществить. Ведь она «просто способная девочка, у которой стальной характер»...
Дане действительно есть чем гордиться. Она поражает своими феноменальными возможностями. Успевает и в музыкальной, и в обычной школе. День ее расписан по минутам.
Опубликовано